Герой

100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Астана Николаевича Кесаева

Астан Николаевич Кесаев родился 11 сентября 1914 года в г. Дигора на Кавказе (Северная Осетия). Окончил 7 классов, затем рабфак в Москве. На флоте с 1933 года. В 1937 году окончил военно-морское училище, затем высшие специальные курсы, командного состава подводного плавания в 1940 году.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир подводной лодки «М-117» 3-го дивизиона подводных лодок Черноморского флота. Участник обороны Севастополя, Кавказа и освобождения Крыма. С начала войны находился в г. Николаеве на судостроительном заводе. Затем переведен в Севастополь. В 1942г. лодка на достройку и дооборудование была перебазирована на Северный Кавказ. Служил вместе с такими известными командирами подлодок как М.В. Грешилов, Я.К. Иоселиани и др.

Под командованием А.Н.Кесаева «М-117» несла дозорную службу, высаживала разведгруппы моряков на берег, осуществляла атаки на морских коммуникациях противника. На рубке его  Краснознамённой подлодки красовалась цифра «9» — количество потопленных больших вражеских кораблей и транспортов. С мая 1942 года по март 1944 г. «М-117» совершила 14 боевых походов.

В боевых походах А.Н. Кесаев проявлял мужество, отвагу, находчивость. Лодка не раз подвергалась бомбардировкам с фашистских самолётов, атакам морских охотников.

В одном из своих походов подлодка, находясь на позиции Южного берега Крыма, обнаружила усиленный вражеский конвой. В охранении 16 противолодочных кораблей и авиации следовал к берегам Севастополя большой транспорт с войсками фашистов.

Подобраться незаметно было невозможно. А. Кесаев принимает решение – прорвать конвой охранения и в надводном положении торпедировать транспорт. Если же атака не удастся, то идти на таран. Экипаж лодки выполняет сложный манёвр. Следует залп, торпеды попали в цель. Корабли охранения спохватились и начали атаку уже погрузившейся подлодки.

Находясь в центре взрывов глубинных бомб, только умелым маневрированием «малютка» ушла от вражеских миноносцев, 12 часов продолжалось преследование подлодки. На неё было сброшено 108 глубинных бомб, повреждения были серьёзными, но лодка оторвалась от врага и вернулась в базу.

За мужество и героизм весь личный состав подлодки «М-117» был награждён орденами «Красного Знамени», а командир представлен к званию Героя Советского Союза.

 После войны А.Н. Кесаев окончил Военно-Морскую Академию в Ленинграде, служил начальником кафедры в СВВМИУ, растил и воспитывал офицеров-подводников. По воспоминаниям его сослуживцев и курсантов Астан Николаевич был хорошим педагогом, специалистом высокого класса, патриотом Отечества, открытым и весёлым в общении человеком, любимым курсантами. Он всегда щедро делился своим жизненным и морским боевым опытом, своим примером помогал стать курсантам грамотными инженерами-специалистами, офицерами подводниками.

Не стало А.Н. Кесаева 15.01.1977 г. Похоронен в Севастополе. Его имя носят улицы и школы в Севастополе, Дигоре и Владикавказе.

С 1983 года коллектив школы № 4 Севастополя поддерживает тесные шефские связи с Советом ветеранов подводников ЧФ.  Первым председателем совета был участник Великой Отечественной войны капитан 3 ранга Сафон Петрович Джус. С его помощью были создана первая экспозиция школьного музея подводников. Это был и есть первый школьный музей подводников в СССР. Более 15 лет заведующей музеем была учитель Осина Алла Александровна вместе с ребятами они собирали различные материалы, фотографии, наградные документы на экипажи подводных лодок ЧФ за 1941-1945гг.  Более 10 лет руководила работой музея Ярыш  Людмила Евгеньевна. С помощью Совета ветеранов подводников ЧФ под руководством Капустина Н.И., Клочкова А.А., директора школы Емца Александра Николаевича за последние 15 лет трижды обновлялась экспозиция музея подводников. Много встреч с учащимися школы провёл нынешний председатель совета ветеранов подводников ЧФ капитан 1 ранга в отставке командир подводных лодок ЧФ Лушников А.И.

В 2002 году школе № 4 г. Севастополя присвоено имя Героя Советского Союза А.Н. Кесаева, проведена реконструкция музея. В 2005 году в музее обновлена экспозиция, он размещен в двух больших помещениях. Большую помощь в проведении военно-патриотического воспитания оказывали председатель Совета ветеранов подводников Черноморского флота капитан 1 ранга в отставке Николай Иванович Капустин и заместитель председателя совета капитан 1 ранга в отставке Александр Александрович Клочков. За последние 5 лет экспозиция музей пополнилась большим количеством новых фотографий, документов, создана библиотечка при музее, коллекция вымпелов и т.д.

Традиционными стали торжественные мемориальные мероприятия в музее школы, классные и воспитательные часы, экскурсии. Учащиеся школы ведут шефство над семьёй Героя, регулярно посещали и встречались с супругой Астана Николаевича — Валентиной Васильевной, дочерью Ларисой Астановной. Они ухаживают за могилой А.Н. Кесаева на кладбище Коммунаров. Кроме этого, ребята бывают гостями дивизиона подводников, посещают подводную лодку, выступают с концертами в экипаже на День подводника 19 марта и перед ветеранами–подводниками.

Многие ветераны, офицеры-подводники являются постоянными участниками учебно-воспитательного процесса, проводят уроки мужества, беседы, классные часы. Этим оказывают большую помощь в патриотическом воспитании юного поколения севастопольцев. В результате за 48 лет существования школы сделано немало в воспитании морских династий, насчитывающих два-три и более поколения военных моряков. Среди выпускников школы можно видеть командиров АПЛ, командиров  надводных кораблей, военных офицеров командиров боевых частей различных флотов Российской Федерации. И сейчас ряд выпускников школы проходят обучение в военно-морских училищах и готовы продолжить эстафету своих отцов и дедов.

Астан Кесаев

Командир счастливой «Малютки»
Герой на все времена

Митинг к 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Астана Николаевича Кесаева

«М-117»  подводная лодка XII серии

    Заложена под стапельным номером 287 на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком 29 января 1940 года. 12 февраля 1941 подводная лодка спущена на воду. Вскоре субмарина была погружена на железнодорожный транспортер и отправлена для достройки и ввода в строй на завод № 198 в Николаев.

    Начало Великой Отечественной войны «М-117» встретила на заводском стапеле в составе отдельного дивизиона ПЛ ЧФ. Техническая готовность корабля составляла 93%. Командовал подводной лодкой старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Кесаев Астан Николаевич. 26 (по другим данным 29) июня 1941 года субмарина была повторно спущена на воду. 7 августа 1941 года она прибыла в Севастополь, откуда 1 октября перешла в Очемчири, где 28 октября вступила в строй, и 8 ноября вошла в состав Черноморского флота.

    После завершения курса боевой подготовки, 1 мая 1942 года «М-117» вышла в свой первый боевой поход. Подводной лодке предстояло действовать совместно с «М-118» в районе острова Фидониси (позиция № 32). Как и систершип, «М-117» противника не встретила, и вечером 17 мая вернулась в Севастополь. Днем 29 мая при стоянке в Южной бухте Главной базы подводная лодка атакована истребителем Мессершмидт «Bf-109», использующегося противником в качестве штурмовика. Сброшенная им бомба, разорвавшаяся в 2-3 метрах от борта подлодки, вынудила субмарину отправиться на ремонт в Поти: разошлись швы прочного корпуса, вышли из строя перископ, рулевые приводы и ряд измерительных приборов, получила повреждения 2-я группа аккумуляторов. К счастью, потерь в личном составе у экипажа «М-117» не было. На переходе в Поти субмарина подверглась безрезультатной атаке вражеского гидросамолета, принятого подводниками за торпедоносец.

    Полученные повреждения и ремонт, продлившийся до начала сентября 1942 года не позволил подводной лодке принять участие в снабжении осажденного Севастополя. В дальнейшем, до конца 1942 года, «М-117» совершила три боевых похода (позиции № 42-43, к острову Фидониси и патрулирование сектора мыс Бурнас – Фидониси), где кроме тральщика, от которого субмарина уклонилась погружением (в ночь на 15 октября) никаких, кроме мнимых касаний минрепов (при патрулировании позиции № 43 в октябре и декабре) происшествий не произошло. Противник так же не был встречен.

    Кампанию 1943 года «М-117» начала с текущего ремонта, и только 20 марта вышла в район Ялта – мыс Чауда (позиция № 75). Вечером 25 марта в точке 44°29,8′ с.ш./ 34°25,6′ в.д. подводная лодка атаковала одиночное судно. (По оценке командира транспорт в 2000 тонн). Через 20-30 секунд после пуска торпед на «М-117» зафиксировали взрыв, а спустя 20 минут в перископе цель не наблюдалась, транспорт посчитали потопленным. Противник оставляет без комментариев атаку субмарины. Неизвестно и название атакованного судна, несмотря на то, что при уходе с места боя, на подводной лодке слышали взрывы трех глубинных бомб, вероятно, сброшенных с самолета.

    Следующий боевой поход «М-117» провела у южных берегов Крыма (позиции № 83-84). Вечером 6 мая у мыса Айя субмарина атаковала транспорт под охраной катерного тральщика, вышедшего из Балаклавы. Одна из торпед не вышла из аппарата из-за неисправности боевого клапана, зато подводники через 48 секунд услышали взрыв второй, а затем треск, свидетельствующий о гибели судна. Преследования не было, поэтому спустя 5 минут командир рискнул поднять перископ, но цель не обнаружил. Эту атаку подводники так же посчитали успешной, но противник снова не подтверждает гибель или повреждение судна, оставляя результат атаки «М-117» без комментариев.

    На следующий день субмарина использовала торпеду, которая отказала вечером 6 мая. В точке 44°38′ с.ш./ 34°34′ в.д. «М-117» атаковала транспорт в сопровождении четырех десантных барж и сторожевого катера. Через 48 секунд после того как торпеда покинула субмарину, подводники услышали взрыв, а спустя полчаса командир наблюдал только баржу и пять шлюпок. Враг заметил атаку субмарины и контратаковал ее, за три с половиной часа сбросив на безопасном удалении от подводной лодки более сотни (!) глубинных бомб. На этот раз, по данным противника «М-117» безуспешно атаковала немецкий танкер «Дрезден».

    Во второй половине июня подводная лодка снова действовала у южного берега Крыма (позиция № 84). Днем 21 июня в точке 44°47,9′ с.ш./ 33°11,1′ в.д. она атаковала одиночную десантную баржу. Как и в прошлом походе, одна торпеда из-за неисправности не покинула торпедный аппарат, но вторая, по мнению подводников, достигла цели – спустя 75 секунд на субмарине зафиксирован глухой взрыв, а через 5 минут при осмотре горизонта в перископ цель не обнаружена. Атаке подверглась одна из барж немецкого конвоя «Бансин-12». По данным ряда источников жертвой «М-117» стала германская десантная баржа «F-139А», но эта информация не соответствует действительности, так как этот корабль в мае 1945 захвачен в верховьях Дуная американскими войсками.

    Июльское крейсерство «М-117» прошло в районе Босфора (позиция № 85), но в этот раз противник не был встречен. Зато следующий боевой поход в район Севастополя (позиция № 83) снова ознаменовался торпедной атакой. Днем 5 октября подводная лодка атаковала десантную баржу из состава конвоя. Командир субмарины наблюдал в перископ попадание торпеды и гибель цели, но противник, несмотря на то, что его корабли сбросили на безопасном удалении от субмарины 42 глубинных бомбы, и эту атаку оставляет без комментариев. Израсходовав боезапас, подводная лодка получила задание провести поиск членов экипажей лидера «Харьков», эсминцев «Способный» и «Беспощадный», потопленных германской авиацией в ходе их печально известного набега на Феодосию и Ялту 6 октября. Никого не обнаружив, «М-117» утром 9 октября прибыла в Очемчири.

    Вечером 5 ноября подводная лодка вышла в район мыс Тарханкут – Ак-Мечеть (позиция № 99), где в ночь на 13 ноября из надводного положения с дистанции 10 кбт атаковала транспорт (по оценке командира субмарины, водоизмещением 3000 тонн) из состава конвоя. Экипаж «М-117» слышал, а кто находился на мостике, видел взрыв, но и об этой атаке подводной лодки данных противника нет. Преследования не было. Утром 13 ноября подводная лодка направилась в базу, и через двое суток прибыла в Туапсе.

    Во второй половине ноября «М-117» патрулировала в районе Тендра – Тарханкут (позиция № 100). Вечером 25 ноября в точке 45°31′ с.ш./ 31°50′ в.д. подводная лодка атаковала судно из состава конвоя (по оценке командира, транспорт 4000 тонн). Атака снова проводилась из надводного положения, но после пуска торпед субмарина была обнаружена и контратакована сторожевым катером, который после того как подводная лодка погрузилась, безрезультатно сбросил на нее несколько глубинных бомб. Вероятно, утешением для экипажа «М-117» был услышанный взрыв торпеды, транспорт посчитали потопленным. К сожалению, противник и в этот раз не подтверждает успешность атаки подводной лодки. Возможно, торпеда прошла мимо одного из судов конвоя «Овид».

    В следующий боевой поход «М-117» вечером 19 декабря. Подводной лодке предстояло действовать в районе Тарханкут – Сулина (позиция № 91). К вечеру 22 декабря подводная лодка заняла назначенный район, а спустя сутки в точке 45°17,4′ с.ш./ 31°55,3′ в.д. из надводного положения атаковала транспорт из состава конвоя. Через 25 секунд после пуска торпед верхняя вахта наблюдала взрыв в средней части судна, но и в этот раз противник не комментирует атаку. Преследования подводной лодки так же не велось. Утром 26 декабря «М-117» благополучно ошвартовалась в Очемчири.

    Кампанию 1944 года подводная лодка открыла 20 января, выйдя из Поти для действий в Каркинитском заливе (позиции №№ 91, 93а, 99). 26 января в пределах позиции № 91 (45°25′ с.ш./ 32°14′ в.д) «М-117» обнаружила конвой состоящий из двух транспортов. По одному из них субмарина выпустила торпеды. Вскоре на подводной лодке зафиксировали два взрыва, но противник не дает оценку и этой атаке.

    Свой последний поход в войне «М-117» произвела в первой половине марта 1944 года. Крейсерство проходило севернее и северо-западнее мыса Тарханкут (позиции №№ 101 и 102). 11 марта район действий подводной лодки расширился на юго-запад (позиция № 104а), этот район субмарина должна была патрулировать в ночное время. Вечером 14 марта в точке 45°10′ с.ш./ 32°16′ в.д. «М-117» из надводного положения атаковала один из транспортов конвоя под охраной миноносца и двух сторожевых катеров. Снова на подводной лодке наблюдали признаки поражения цели, и снова несмотря на зафиксированный подводниками взрыв, противник не комментирует атаку. Утром 17 марта «М-117» прибыла в Очемчири и на следующий день встала на текущий ремонт, который продлился до осени 1944 года. На этом ее участие в войне закончилось.

    Учитывая то, что «М-117» по официальным советским данным потопила 8 транспортов и 2 десантные баржи, командир подводной лодки Астан Николаевич Кесаев 31 мая 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза, а 22 июля 1944 подводная лодка награждена орденом Красного Знамени.

    27 ноября 1944 года командиром корабля назначен старший лейтенант Быков Борис Христофорович.

    17 августа 1953 года «М-117» исключена из состава ВМФ, разоружена и сдана в Отдел фондового имущества для демонтажа и реализации, но в конце 1953 года в результате пробоины в корпусе затонула в районе Феодосии. 5 мая 1954 года корпус субмарины был поднят и сдан на разборку.

14 боевых походов «М -117»

  01.05.1942 – 15.05.1942             11.10.1942 – 25.10.1942              13.11.1942 – 26.11.1942

  23.12.1942 – 06.01.1943             20.03.1943 – 27.03.1943              29.04.1943 – 09.05.1943

  18.06.1943 – 24.06.1943             16.07.1943 – 31.07.1943              23.09.1943 – 09.10.1943

  05.11.1943 – 15.11.1943             18.11.1943 – 28.11.1943              19.12.1943 – 26.12.1943

                           20.01.1944 – 03.02.1944             05.03.1944 – 17.03.1944

За время боевых походов проведено 10 торпедных атак (выпущено 17 торпед).

Подтвержденных побед нет. Официально на счету подводной лодки 8 потопленных судов (26.000 тонн) и 2 БДБ (440 тонн).

 

Траулер Астан Кесаев

 Помощник капитана траулера Левченко в музее А.Кесаева

 Наказ ветеранов учащимся