У рубки «Камбалы»

      Комментарии к записи У рубки «Камбалы» отключены

111 лет назад 29 мая 1909 года в 23 часа 15 минут во время отработки ночной учебной атаки на корабли эскадры погибли первопроходцы подводного дела России, моряки экипажа подводной лодки «Камбала» Черноморского флота

File:Kambala & Salnikov.jpg
Почтовая открытка. Подводная лодка «Камбала». Начала ХХ века

Историческая справка: Подводная лодка типа «Е» была заложена в мае 1904 года на верфи Дойче Верф  АГ в Киле, Германия, под заводским номером 111, по заказу Морского Ведомства России. 25 июля 1906 года была зачислена в списки кораблей Черноморского флота как подводная лодка «Камбала». В июне 1907 года корабль был спущен на воду. Вступила в строй  8 сентября 1907 года. 22 апреля 1908 года доставлена по железной дороге из Либавы в Севастополь. Лодка вошла в состав Отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота, состоявшего из пяти подлодок: двух американской постройки — «Судак» и «Лосось» и трех германской — «Карп», «Карась» и «Камбала». В конце мая 1909 года эскадра, включавшая броненосцы «Ростислав», «Пантелеймон», «Три Святителя» и крейсер «Память Меркурия», проводила маневры на внешнем рейде рейде Севастополя. Подводники использовали эту возможность для отработки атак на корабли. 20 мая 1909 года подводная лодка «Карп» атаковала крейсер «Память Меркурия». Учебная торпеда поразила корабль. Боевая подготовка продолжалась, и Заведующий Отрядом Подводного Плавания капитан 2 ранга Н.М.Белкин впервые поставил вопрос о возможности ночных атак на корабли, хотя это и вызвало большие споры. Эскадра совершила плавание до Евпатории, и вечером 29-го мая возвращалась в Севастополь. Её и решил атаковать Н.М.Белкин, лично вышедший в море на дежурной подводной лодке «Камбала». В 21.30 подводная лодка «Камбала» отошла от борта эскадренного броненосца «Двенадцать Апостолов» и направилась в море. Пройдя по створу Инкерманских маяков до траверза Стрелецкой бухты, она отошла на 3 – 4 кабельтова вправо, легла в дрейф и стала ждать эскадру. В 23.15 эскадра сделала поворот вправо и на траверзе Херсонесского маяка легла на Инкерманский створ. Эскадра шла 12-узловым ходом в кильватерном строю: головной – «Пантелеймон», в кабельтове от него «Ростислав», следом – «Три Святителя» и концевой – «Память Меркурия». На кораблях были предупреждены о предстоящей атаке, но считали её невозможной в данных погодных условиях. В 23.26 в двух с половиной кабельтовых слева по носу с «Пантелеймона» заметили белую вспышку, которую приняли за огни рыбацкой лодки. Через минуту «Пантелеймон» обнаружил подводную лодку, шедшую сходящимся курсом под острым углом – около 30 градусов. Это была подводная лодка «Камбала», проводившая учебную атаку на головной корабль. Когда атака завершилась, подводники дали ещё несколько белых вспышек. Вспышки на кораблях заметили, однако продолжил следовать в базу. После столкновения лодка оказалась разрезана на две части и быстро затонула. Все моряки на борту «Камбалы» погибли за исключением лейтенанта Аквилинова.

Подводная лодка «Камбала» входит в Южную бухту Севастополя

Настоящие подводники знают, что каждый выход подводной лодки в море, даже на выполнение рядовых задач и обеспечение работы других сил флота сопряжен с предельным напряжением физических и духовных сил. Связан с риском не вернуться в родную базу, к своим родным и близким. Тем более, когда в море выходят люди стремящиеся проложить дорогу в новое и неизведанное на благо Отечества и ради последующих поколений. Герои «Камбалы» стремились постичь  и отработать на практике новые приемы подводной войны и добиться успеха при этом. Они знали на что шли! Экипаж полностью выполнил поставленную задачу.

Сегодня, в день гибели экипажа «Камбалы», подводники РОО «Севастопольский СВП» посетили место погребения  членов экипажа пподводной лодки «Камбала», возложили скромные цветы в знак уважения их подвигу и мужеству.

Председатель РОО «Севастопольский Совет Ветеранов-Подводников», капитан 1 ранга в отставке В.Т. Манторов

В 2018 году кормовая часть подводной лодки «Камбала», которая не была поднята после аварии, была обнаружена в ходе подводных работ у берегов Севастополя

Подводная лодка "Камбала"
Подводная лодка «Камбала»

Ветераны-подводники и нынешнее поколение подводников всегда помнят о подвиге ИДУЩИХ ВПЕРЕДИ!

Подводники, погибшие на ПЛ «Камбала»:
1.Белкин 1-й Николай Михайлович (1872-1909) – капитан 2-го ранга, заведующий Отрядом подводного плавания в Черном море.
2.Тучков Дмитрий Александрович (1886-1909) – мичман, помощник командира корабля.
3.Сальников Фрол Иванович (1879-1909) – минный кондуктор.
4.Демидкин Дмитрий (1884-1909) – рулевой боцманмат.
5.Латонов Михаил  (1885-1909) – рулевой боцманмат.
6.Шама-Соломенный Кузьма  (1882-1909) – боцманмат-минер.
7.Данилюк Иван  (1886-1909) – рулевой квартирмейстер.
8.Плотников Андрей  (1884-1909) – рулевой квартирмейстер.
9.Базыка Андрей (1884-1909) – минный квартирмейстер 1-й статьи.
10.Омельченко Даниил  (1884-1909) – минный квартирмейстер 1-й статьи.
11.Грошев Алексей  (1884-1909) – машинный картирмейстер 1-й статьи.
12.Королев Владимир  (1881-1909) минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
13.Лаиок Иван  (1884-1909) – минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
14.Шоронов Иван  (1885-1909) – минно-машинный квартирмейстер 1-й статьи.
15.Парамошкин Тимофей  (1885-1909) – машинный квартирмейстер 2-й статьи.
16.Прилепа Иван (1886-1909) – машинный квартирмейстер 2-й статьи.
17.Богатырев Иван (1886-1909) – машинист 1-й статьи.
18.Гридян Владислав (1878-1909) – машинист 1-й статьи.
19.Казаринов Петр  (1886-1909) – минный машинист 2-й статьи.
20.Федоров Константин  (1884-1909) – минный машинист.